Размещено (дата, время): 18.06.2014, 17:01:42
Последние изменения (дата, время): 17.07.2014, 17:03:55

Запрос разъяснения законодательства Российской Федерации, регулирующего состав имущества компенсационного фонда саморегулируемой организации градостроительной сферы

Письмо Национального объединения проектировщиков от 17 июля 2014 года № 1-СРО/04-910.

Наше письмо от 14 июля 2014 года № П302/01-17:

«Саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации «Некоммерческое Партнерство дорожных проектных организаций «РОДОС» (далее – Партнерство), благодарит Аппарат Национального объединения проектировщиков за оперативное рассмотрение нашего запроса о разъяснении применения положений статьи 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации в совокупности с нормами статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» при размещении саморегулируемой организацией средств компенсационного фонда в целях сохранения и увеличения его размера.

Вместе с тем, исходя из содержательной части разъяснения вынуждены констатировать, что запрос Партнерства о разъяснении законодательства Российской Федерации по совокупности его норм, содержащихся в общем и специальном праве относительно именно состава имущества компенсационного фонда, так и не был рассмотрен по существу.

В этой связи обращаем Ваше внимание на приведенный в разъяснении Национального объединения проектировщиков контрдовод, на который, кстати, ссылались и мы в своем запросе, что Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 5516, часть 4) установлен порядок размещения саморегулируемой организацией средств компенсационного фонда без конкретизации формы активов, который лишь первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации (часть 2 статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ).

В запросе Партнерства также было акцентировано внимание на то, что в части 3 статьи 1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ приведен исчерпывающий перечень саморегулируемых организаций по признакам предпринимательской или профессиональной деятельности, в который саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих градостроительную деятельность, не включены.

Соответственно, на такие саморегулируемые организации в равной мере со специальными нормами распространяются общие нормы законодательства Российской Федерации в области саморегулирования, в том числе часть 10 статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ об инвестировании не менее десяти процентов средств компенсационного фонда в государственные ценные бумаги Российской Федерации.

Однако эти доводы в разъяснении Национального объединения проектировщиков не нашли отражения и, напротив, перечисленные нами возможности управления кредитными организациями размещенными (размещаемыми) средствами компенсационного фонда в депозитах и (или) депозитных сертификатах были истолкованы в отрыве от контекста и сути запроса, а также без учета практики применяемых кредитными организациями банковских инструментов управления депозитными средствами вкладчиков.

С учетом важности данного вопроса, в том числе в свете подготовленного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – проект федерального закона) во исполнение пункта 7 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 18 марта 2014 года № 37, считаем целесообразным всесторонне рассмотреть поставленный нами вопрос на круглом столе или веб-семинаре в рамках ранее заявленной темы «Инвестиционная декларация саморегулируемой организации» (копия нашего письма от 31 января 2014 года № П31/01-17 и письма Национального объединения проектировщиков от 5 февраля 2014 года № 1-СРО/04-148 прилагаются), поскольку даже до принятия указанного проекта федерального закона, по нашему мнению, имеется принципиальная возможность без изменения действующего законодательства Российской Федерации инвестирования средств компенсационного фонда в государственные ценные бумаги Российской Федерации в целях достижения дополнительного положительного эффекта для строительной отрасли в целом, не ограничиваясь при этом в перспективе подпунктом «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 404, что, кстати, не противоречит предлагаемым Минстроем России полномочиям Правительства Российской Федерации по определению основных активов инвестирования средств компенсационных фондов, изложенных в пояснительной записке к проекту федерального закона.».

Письмо Национального объединения проектировщиков от 27 июня 2014 года № 1-СРО/04-784.

Наше письмо от 18 июня 2014 года № П264/01-17:

«Саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации «Некоммерческое Партнерство дорожных проектных организаций «РОДОС» (далее – Партнерство), просит разъяснить применение положений статьи 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации в совокупности с нормами статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» при размещении саморегулируемой организацией средств компенсационного фонда в целях сохранения и увеличения его размера.

Частью 4 статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ установлено, что федеральными законами могут устанавливаться иные требования, чем те, которые предусмотрены этим Федеральным законом, к порядку формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации, его минимальному размеру, размещению средств такого фонда.

В частности, Градостроительным кодексом Российской Федерации установлен иной порядок для размещения саморегулируемой организацией средств компенсационного фонда в целях сохранения и увеличения его размера, а именно в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях (статья 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации) без конкретизации формы активов средств компенсационного фонда, который лишь первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации (часть 2 статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ).

Деятельность кредитных организаций не ограничивается оперированием активами депонента исключительно в денежной форме, т.е. банки могут осуществлять свою деятельность в качестве финансовых брокеров, дилеров, депозитариев и доверительных управляющих. Их брокерская и дилерская деятельность возможна на условиях совмещения с депозитарной деятельностью и деятельностью по управлению ценными бумагами при наличии у брокера или дилера соответствующей лицензии.

В части 3 статьи 1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ приведен исчерпывающий перечень саморегулируемых организаций по признакам предпринимательской или профессиональной деятельности, в который саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих градостроительную деятельность, не включены.

Соответственно, на такие саморегулируемые организации в равной мере распространяются общие нормы законодательства Российской Федерации в области саморегулирования и специальные, регулирующие градостроительную деятельность, при условии их непротиворечивости или же в силу неоднозначности одной из норм.

Частью 10 статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ установлено, что в государственные ценные бумаги Российской Федерации должно быть инвестировано не менее десяти процентов средств компенсационного фонда, при этом специальной оговорки, что если иное не установлено федеральными законами, нет.

Таким образом получается, что при размещении саморегулируемой организацией средств компенсационного фонда в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях не менее 10 процентов этих средств должны быть размещены в государственные ценные бумаги Российской Федерации, что в принципе возможно.

Например, если средства компенсационного фонда уже размещены, кредитная организация в этом случае может действовать от имени саморегулируемой организации в качестве поверенного или комиссионера на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре.

Так же видится возможность первичного размещения саморегулируемой организацией не менее десяти процентов средств компенсационного фонда в государственные ценные бумаги Российской Федерации с последующим их размещением в депозит на условиях управления соответствующей российской кредитной организацией от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ей во владение и принадлежащими саморегулируемой организации в ее интересах ценными бумагами.

Кроме того, в рамках договора банковского депозита возможно обусловить управление кредитной организацией денежными средствами компенсационного фонда таким образом, чтобы они были инвестированы в ценные бумаги.

С учетом изложенных доводов, просим разъяснить, должны ли саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации исполнять требование части 10 статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» по инвестированию не менее десяти процентов средств компенсационного фонда в государственные ценные бумаги Российской Федерации при размещении средств компенсационного фонда в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях.

Дополнительно сообщаем, что запрос аналогичного содержания ранее направлялся Партнерством в Министерство финансов Российской Федерации (письмо от 31 января 2014 года № П42/01-21), однако он не был рассмотрен по существу поставленных в нем вопросов. При этом, в своем ответе на указанное обращение Минфин России, ссылаясь на Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, рекомендовал обратиться в Минстрой России по указанному вопросу.

В свою очередь Минстрой России, получив запрос Партнерства (письмо от 25 марта 2014 года № П159/01-21), также не рассматривая его по существу, ссылаясь на статью 5520 Градостроительного кодекса Российской Федерации рекомендовал обратиться в Национальное объединение проектировщиков для получения соответствующих разъяснений.».