Размещено (дата, время): 17.09.2015, 10:47:37
Последние изменения (дата, время): 18.09.2015, 12:01:00

О проекте поправок к проекту федерального закона № 714996-6 «О внесении изменений в статьи 55.10 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации», внесенному Правительством Российской Федерации, принятому Государственной Думой в первом чтении 18 марта 2015 года

Наше письмо от 17 сентября 2015 года № 417/01-22:

«Саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации «Некоммерческое Партнерство дорожных проектных организаций «РОДОС» (далее – Партнерство), рассмотрела проект поправок к проекту федерального закона № 714996-6 «О внесении изменений в статьи 5510 и 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации», внесенному Правительством Российской Федерации, принятому Государственной Думой в первом чтении 18 марта 2015 года (далее соответственно – проект поправок, проект федерального закона), и сообщает.

С учетом положений проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовленного Министерством экономического Российской Федерации во исполнение абзаца 3 пункта 2 раздела I протокола заседания Правительства Российской Федерации от 29 января 2015 года № 3, Партнерство в отношении рассмотренных проекта поправок и проекта федерального закона по совокупности считает необходимым отметить следующее.

Проектом поправок1 и проектом федерального законапредусматривается возможность инвестирования средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в целях их сохранения и увеличения и (или) их передача в доверительное управление управляющей компании, имеющей лицензию на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, при этом в соответствии с протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 23 июня 2015 года № ДК-П9-104пр (пункт 2.4) в отношении соответствующих положений проекта поправок и проекта федерального закона принято решение об их исключении (предусмотреть их исключение из проекта федерального закона).

1) Часть 1, пункт 4, подпункт «в», проектируемая часть 4 статьи 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

2) Статья 1, пункт 2, проектируемая часть 4 статьи 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

По нашему мнению, при доработке проекта поправок с учетом указанного решения целесообразно не корректировать проектируемую часть 4 статьи 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а предусмотреть в соответствующем акте Правительства Российской Федерации ограничение по передаче средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в доверительное управление управляющей компании, имеющей лицензию на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, только в случаях, если эти ценные бумаги не являются государственными.

В этом же смысле можно частично согласиться с доводами заключения об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона (далее – заключение) о том, что существующий риск размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации «в кредитной организации, которая не отвечает признакам надежности сохранения средств», заведомо меньше риска передачи указанных средств управляющей компании и иных вариантов инвестирования.

Однако эти доводы заключения не учитывают, что именно в целях сохранения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации диверсификация и минимизация рисков, которые имеются или могут возникнуть по независящим от саморегулируемой организации причинам, может быть обеспечена в рассматриваемом случае посредством их инвестирования в высоколиквидные и обеспеченные государственные ценные бумаги, в том числе с точки зрения разумности ограничения способов размещения средств компенсационного фонда.

При этом общими для всех саморегулируемых организаций градостроительной сферы требованиями к их инвестиционным декларациям и договорам доверительного управления с управляющими компаниями в отношении объекта инвестирования и структуры активов, в которые будут инвестироваться средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций, закономерно могут быть установлены Правительством Российской Федерации требования по наличию страхования эмитентом государственных ценных бумаг ответственности за исполнение обязательств по ним и (или) по наличию прямых гарантий по обязательствам, возникающим в результате осуществления эмиссии государственных ценных бумаг, что, кстати, предусмотрено соответствующими статьями 14 и 15 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 15 статьи 1 указанного выше проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проектируемая статья 13) уже рассматривается аналогичный подход для целей сохранения, прироста и инвестирования средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, допускающий ограничение размещения и инвестирования и установление требований к объектам инвестирования средств компенсационного фонда и структуре активов, что полностью соответствует проекту федерального закона3 в той части, которая касается требований, порядка и условий инвестирования средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

3) Статья 1, пункт 2, проектируемая часть 4 статьи 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Кроме этого, рациональность указанного выше предложения заключается в том, что саморегулируемые организации градостроительной сферы при описанных возможности и условиях инвестирования средств компенсационных фондов могли бы проводить в рамках законодательства Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним инвестиционных деклараций взвешенную инвестиционную политику с учетом взаимосвязи интересов потребителей (главным образом государственных заказчиков) и производителей услуг своих членов, обеспечивая при этом большую степень защищенности и сохранности средств компенсационных фондов.

Таким образом, Партнерство предлагает пересмотреть итоги проведенного сравнения рисков и выбора способа размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации: в депозит кредитной организации против инвестирования указанных средств посредством передачи управляющей компании.

Очевидно, что при таком сравнении рисков необходимо было учесть (рассмотреть) имеющиеся, но не применяемые инструменты их предупреждения, а в случае возникновения, - гарантирования или страхования.

И в том, и в другом случае размещение средств компенсационного фонда саморегулируемой организации является рискованным и, в первую очередь, по независящим от саморегулируемой организации причинам (наиболее показательные из них – это отзыв лицензии регулятором).

Поэтому то, на что хотелось бы обратить внимание, это очевидная необходимость страхования таких рисков в любом из случаев, а с точки зрения законодательства (Градостроительного кодекса Российской Федерации), - это потребность в диспозитивной норме о соответствующей компетенции саморегулируемых организаций по самостоятельному определению объема и характера своих прав и обязанностей.

Вторым важным и не учтенным, по нашему мнению, вопросом является то, что при ограничении имеющихся возможностей (способов) размещения и (или) инвестирования средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций и без применения действенных механизмов гарантирования или страхования возникающих обязательств, наступление любого из указанных выше рисков становится наиболее вероятным, хотя бы в отсутствие их диверсификации.

Кроме того, в существующих реалиях стагнации или волатильности национальной экономики вопрос сохранения средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций является очевидным приоритетом, а их вовлечение (прямое инвестирование) в реальные сектора национальной экономики является оправданным, в том числе из-за более низкой привлекательности банковских услуг в целом, как на краткосрочную, так и на среднесрочную перспективу.

С учетом изложенного, Партнерство предлагает:

1. Сохранить в проекте федерального закона возможность передачи средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в доверительное управление управляющей компании, имеющей лицензию на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, в случаях, порядке и на условиях, которые будут установлены Правительством Российской Федерации (с учетом пояснительной записки к проекту федерального закона), ограничив такие ценные бумаги, как объект инвестирования в структуре активов, государственными ценными бумагами. При этом общими для всех саморегулируемых организаций требованиями к инвестиционной декларации и договору доверительного управления с управляющей компанией в части объекта инвестирования передаваемых средств компенсационного фонда саморегулируемой организации установить наличие страхования эмитентом государственных ценных бумаг ответственности за исполнение обязательств по ним и (или) наличие прямых гарантий по обязательствам, возникающим в результате осуществления их эмиссии. В последующем аналогичные требования предусмотреть при подготовке акта Правительства Российской Федерации согласно проектируемой части 11 статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» в соответствии с проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» (статья 1, пункт 15).

2. К исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации (пункт 1 статьи 1 проекта федерального закона) дополнительно отнести вопросы страхования компенсационного фонда саморегулируемой организацией, включая установление порядка страхования членами саморегулируемой организации случаев, предусмотренных частью 5 статьи 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что соответствует проектируемой части 3 статьи 13 и статье 131 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» в соответствии с проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 1, пункты 15 и 16).

3. Статью 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом пункта 2 статьи 1 проекта федерального закона, в части касающейся изложить в следующей редакции (жирным шрифтом выделены предлагаемые изменения):

«1. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса, с учетом правил, указанных в части 4 настоящей статьи, а также:

1) страхования саморегулируемой организацией компенсационного фонда за счет дохода, полученного от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, в соответствии с порядком саморегулируемой организации, предусмотренным пунктом 5 статьи 5510 настоящего Кодекса (в случае, если имеется), от случаев:

невыполнения кредитной организацией обязательств по договору банковского вклада (депозита) в связи с отзывом (аннулированием) лицензии на осуществление банковских операций, введением моратория на удовлетворение требований кредиторов, решением арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом;

невыполнения управляющей компанией, указанной в части 4 настоящей статьи, обязательств по договору доверительного управления в связи с отзывом (аннулированием) лицензии, решением арбитражного суда о признании такой управляющей компании банкротом;

иных случаев, определяемых саморегулируемой организацией в соответствии с порядком саморегулируемой организации, предусмотренным пунктом 5 статьи 5510 настоящего Кодекса (в случае, если имеется);

2) страхования членами саморегулируемой организации случаев, предусмотренных частью 5 статьи 5516 настоящего Кодекса в соответствии с порядком саморегулируемой организации, предусмотренным пунктом 5 статьи 5510 настоящего Кодекса (в случае, если имеется и если иное
не установлено федеральным законом).

2. Не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации и от участия в страховании саморегулируемой организацией компенсационного фонда в соответствии с порядком саморегулируемой организации, предусмотренным пунктом 5 статьи 5510 настоящего Кодекса (в случае, если имеется), в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации.

4. Средства компенсационного фонда саморегулируемой организации в целях их сохранения и увеличения размещаются и (или) инвестируются в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации. В случаях, порядке и на условиях, которые допускаются Правительством Российской Федерации, средства компенсационного фонда саморегулируемой организации могут передаваться в доверительное управление управляющей компании, указанной в инвестиционной декларации саморегулируемой организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами или лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Размещение и (или) инвестирование средств компенсационного фонда саморегулируемой организации осуществляется с учетом обеспечения исполнения обязательств саморегулируемой организации в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

9. Под требованием саморегулируемой организации к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, указанным в пунктах 1 – 5 части 6 и пунктах 1 – 6 части 7 настоящей статьи, а также в пункте 2 части 1 и пункте 2 части 2 статьи 554 настоящего Кодекса, понимается наличие у саморегулируемой организации дополнительных требований системы личного страхования гражданской ответственности членами саморегулируемой организации, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Система коллективного страхования гражданской ответственности членов саморегулируемой организации, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не может в целях установления размеров взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации заменить требование саморегулируемой организации к дополнительному страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.».

В отношении указанной новой части 9 статьи 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации Партнерство отмечает, что это предложение согласуется с позицией, изложенной в разделе IV Методических рекомендаций по страхованию гражданской ответственности членов саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство4, в той части, что возможность заключения коллективного договора страхования гражданской ответственности, предусмотренная частями 1 и 3 статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» может быть определена в качестве меры по дополнительной страховой защите членов саморегулируемой организации и не может заменить собой необходимость заключения индивидуальных договоров страхования гражданской ответственности, поскольку коллективный договор страхования гражданской ответственности в качестве единственного вида договора страхования гражданской ответственности является, по сути, формой страхования компенсационного фонда, чем демотивирует саморегулируемые организации к принятию мер для достижения целей, указанных в части 1 статьи 551 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

4) Одобрены на совещании Министерства регионального развития Российской Федерации (протокол от 27 февраля 2010 года).

Кроме того, использование указанного вида договора страхования гражданской ответственности в качестве единственного лишает возможности страховые организации обоснованно влиять на предупреждение причинения вреда (через тарифы или контрольные мероприятия), в связи отсутствием взаимодействия с конкретными организациями.

В целом указанные выше предложения, по нашему мнению, не приведут к дополнительным расходам саморегулируемых организаций и членов саморегулируемых организаций, поскольку размеры страховых премий страховщиков, связанные со страхованием соответствующих рисков и ответственности, которые очевидно взаимосвязаны между собой, будут или должны быть оптимизированы (перераспределены) страховщиками, исходя из страхуемых рисков и ответственности по совокупности.

Формализованные поправки к проекту федерального закона № 714996-6 «О внесении изменений в статьи 5510 и 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации», внесенному Правительством Российской Федерации, принятому Государственной Думой в первом чтении 18 марта 2015 года, прилагаются.

Предложения Партнерства к проекту поправок и проекту федерального закона с учетом других пунктов протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 23 июня 2015 года № ДК-П9-104пр будут направлены дополнительно, в том числе после ознакомления с проектом поправок, доработанных Минстроем России с учетом состоявшегося их обсуждения на указанном совещании.

При доработке проекта поправок и при последующей работе с ними в Государственной Думе, Партнерство просит учесть изложенные выше доводы и предложения, а также прилагаемые к настоящему письму поправки, и о результатах их рассмотрения уведомить Партнерство в установленном порядке.».