Размещено (дата, время): 01.01.2013, 10:25:19
Последние изменения (дата, время): 01.01.2013, 10:25:19

Проект технического регламента ЕврАзЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», подготовленный по результатам публичного обсуждения

Евразийское экономическое сообщество, Интеграционный комитет, проект, подготовленный по результатам публичного обсуждения

Технический рекламент ЕврАзЭС 

«О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» (ТР 201_/00_/ЕврАзЭС)

Содержание

Статья 1. Область применения (1)

Статья 2. Определения (3)

Статья 3. Требования к вводу в эксплуатацию  зданий и сооружений и к обращению  на рынке строительных материалов и изделий (7)

Статья 4. Требования механической безопасности, предъявляемые к зданиям и сооружениям (8)

Статья 5. Требования пожарной безопасности, предъявляемые к зданиям и сооружениям (10)

Статья 6. Требования гигиены, защиты здоровья человека и охраны окружающей среды, предъявляемые к зданиям и сооружениям (12)

Статья 7. Требования безопасности и доступности при пользовании, предъявляемые к зданиям и сооружениям (14)

Статья 8. Требования экономии энергии и сокращения расхода тепла, предъявляемые к зданиям и сооружениям (16)

Статья 9. Требования рационального использования природных ресурсов (17)

Статья 10. Требования безопасности, предъявляемые к строительным материалам и изделиям (17)

Статья 11. Требования безопасности, предъявляемые к процессам инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации и ликвидации зданий и сооружений (19)

Статья 12. Условия удовлетворения требований технических регламентов (презумпция соответствия) (21)

Статья 13. Оценка соответствия (24)

Статья 14. Защитительная оговорка (27)

Статья 15. Заключительные положения (27)

Приложения:

1. Объекты технического регулирования, которые входят в область применения  настоящего технического регламента (29)

2. Перечень строительных материалов и изделий, подлежащих обязательному подтверждению соответствия на территории государств-членов ЕврАзЭС (31)

3. Общие требования к процедурам декларирования соответствия строительных материалов и изделий (32)

4. Общие требования к процедурам сертификации объектов технического регулирования в области строительства (36)

5. Общие требования к процедурам подтверждения пригодности новых строительных материалов и изделий для применения в строительстве на территории государств-членов ЕврАзЭС (39)

Статья 1. Область применения

1. Настоящий технический регламент Евразийского экономического сообщества (далее ЕврАзЭС) распространяется на следующие объекты техничесокго регулирования в области строительства:

продукцию строительства всех отраслей экономики независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности – здания и другие строительные сооружения (далее – здания и сооружения), вводимые в эксплуатацию после завершения нового строительства, реконструкции или капитального ремонта;

процессы инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации и ликвидации зданий и сооружений;

строительные материалы и изделия для строительных конструкций и внутренних систем инженерного обеспечения зданий и сооружений.

Укрупненный перечень объектов технического регулирования, на которые распространяются настоящий технический регламент приведен в приложении 1.

2. Техническим регламентом устанавливаются минимально необходимые обязательные для применения и исполнения в государствах-членах ЕврАзЭС общие требования безопасности к указанным выше объектам технического регулирования в целях:

защиты жизни и здоровья человека от неблагоприятных воздействий среды, включая создание необходимых условий для жизнедеятельности и обеспечение безопасности людей в процессе строительства, эксплуатации и ликвидации зданий и сооружений;

защиты зданий и сооружений и обеспечения необходимого уровня их сохранности при различных природных и техногенных воздействиях и явлениях;

охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, сокращения расхода невозобновляемых природных ресурсов при строительстве, эксплуатации и ликвидации строительных объектов;

предотвращения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

Дополнительные к настоящему техническому регламенту требования к строительным сооружениям различного назначения (автомобильные и железные дороги, мосты и тоннели, метрополитены, аэродромы, трубопроводы и гидротехнические сооружения, объекты энергетики и т.д.) могут устанавливаться с учетом и в развитие требований настоящего технического регламента в соответствующих технических регламентах ЕврАзЭС. При этом указанные требования не могут  противоречить требованиям настоящего технического регламента.

3. Регламент не распространяется:

на технологические процессы, осуществляемые в зданиях и сооружениях в соответствие с их функциональным назначением, и располагаемое в них технологическое оборудование, а также оборудование, применяемое для устройства систем вентиляции, кондиционирования воздуха, дымоудаления, газоснабжения, сигнализации, видеонаблюдения, управления, элементы и детали электроустановок зданий и сооружений. Учету подлежат только возможные воздействия технологических процессов и оборудования на здания и сооружения, строительные конструкции и их части, а также на состояние среды;

на временные здания и сооружения, не являющиеся объектами капитального строительства, за исключением требований безопасности для жизни и здоровья людей, с учетом которых устанавливаются требования национального законодательства и национальных нормативных документов;

на вопросы охраны и безопасности труда в процессе строительства, эксплуатации или ликвидации зданий и сооружений.

4. При реконструкции, ремонте или реставрации объектов, которым в установленном в государствах-членах ЕврАзЭС порядке присвоен статус культурно-исторических памятников, требования регламента применяются с учетом законодательства государств-членов ЕврАзЭС об охране памятников истории и культуры. В случае конфликтных ситуаций национальное законодательство об охране памятников истории и культуры является определяющим.

5. Идентификация объектов технического регулирования производится заинтересованными лицами для установления принадлежности конкретного здания или сооружения, а также применяемых в строительстве материалов или изделий, к объектам технического регулирования, входящим в область применения настоящего и других технических регламентов ЕврАзЭС в области строительства и необходимости распространения на них соответствующих требований этих регламентов.

Идентификацию зданий и сооружений осуществляют по признакам, содержащимся в классификаторах технико-экономической информации, нормативных документах по проектированию и строительству и в проектной документации на строительство, включая:

1) функциональное назначение и основные технические параметры, и характеристики здания или сооружения;

2) природно-климатические условия района строительства, наличие опасных природных воздействий и явлений;

3) принадлежность к опасным производственным объектам и отнесение к категориям по взрывопожарной и пожарной опасности.

Идентификацию строительных материалов и изделий осуществляют по признакам, содержащимся в классификаторах технико-экономической информации в нормативной, производственно-технологической и сопроводительной документации на эту продукцию, включая:

1) назначение и область её применения;

2) происхождение и состав;

3) особенности технологии производства и использования (при необходимости).

Статья 2. Определения

В настоящем техническом регламенте для целей технического регулирования в строительстве применяются приведенные ниже термины и их определения. Термины в области технического регулирования, не установленные настоящим техническим регламентом, применяются в соответствии с «Соглашением о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер» ЕврАзЭС.

1. Объекты технического регулирования:

1) продукция строительства - законченные строительством объекты недвижимости - здания, другие строительные сооружения и их комплексы;

2) строительное сооружение – единичный продукт строительной деятельности, предназначенный для осуществления определенных функций;

3) здание – строительное сооружение, состоящее из надземной и, при необходимости, подземной частей с помещениями для проживания, пребывания и (или) деятельности людей, размещения производств, хранения продукции или содержания животных, включая внутренние системы инженерно-технического обеспечения;

4) наружная сеть инженерно-технического обеспечения – строительное сооружение (или комплекс сооружений), предназначенное для выполнения функций по водоснабжению, канализации, тепло-энергоснабжению и обеспечению связью зданий и других строительных сооружений, включая входящие в его состав средства инженерно-технического обеспечения;

5) строительный материал – материал, в том числе штучный, предназначенный для изготовления строительных изделий и возведения строительных конструкций зданий и сооружений;

6) строительное изделие – изделие, предназначенное для применения в качестве элемента строительных конструкций и внутренних инженерных систем водоснабжения, канализации и отопления зданий и сооружений;

7) строительная конструкция – часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие или эстетические функции;

8) основание (здания или сооружения) - массив грунта, воспринимающий нагрузки и воздействия от здания или сооружения и передающий на здание или сооружение воздействия от происходящих в нем природных и техногенных процессов;

 9) помещение - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная со всех сторон строительными конструкциями;

10) внутренняя система инженерно-технического обеспечения – часть здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, мусороудаления, внутреннего транспорта, связи, управления и обеспечения безопасности с входящими в её состав техническими средствами и оборудованием;

11) инженерные изыскания – процесс изучения природных условий и факторов техногенного воздействия на окружающую среду с целью подготовки данных, необходимых для территориального планирования, планировки территории, проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений;

12) проектирование – процесс создания проектной технической документации, в соответствии с которой осуществляется строительство объектов и которая используется при его эксплуатации и ликвидации;

13) строительство – процесс создания зданий и сооружений, включая реконструкцию и капитальный ремонт;

14) эксплуатация – процесс использования здания или сооружения по назначению с проведением необходимых мероприятий по сохранению его эксплуатационных характеристик и уровня безопасности;

15) ликвидация – процесс прекращения существования здания или сооружения путем его сноса - демонтажа, разборки или целенаправленного разрушения, а также утилизации отходов и восстановления территории для последующего использования;

16) работа (в строительстве) – часть процесса, включающая комплекс выполняемых рабочими и специалистами определенной квалификации в соответствии с технической документацией технологически взаимосвязанных действий (операций), имеющих результат, по отношению к которому могут быть применены процедуры оценки соответствия.

2. Свойства и характеристики объектов технического регулирования:

1) безопасность механическая (здания или сооружения) - состояние здания или сооружения, строительных конструкций и основания, которое характеризуется возможностью предотвращения вреда жизни или здоровью человека, имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или его части;

2) безопасность пожарная (здания или сооружения) – состояние здания или сооружения, которое характеризуется возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также влияния на людей, имущество и окружающую среду опасных факторов пожара;

3) безопасные условия (для жизнедеятельности человека) – состояние среды обитания, которое характеризуется возможностью предотвращения вредного влияния ее факторов на человека;

4) благоприятные условия (для жизнедеятельности человека) - состояние среды обитания, которое характеризуется возможностью предотвращения вредного влияния ее факторов на человека и восстановления нарушенных функций организма человека;

5) воздействие - явление, вызывающее изменение напряженно-деформированного состояния или свойств основания, строительных конструкций или других частей здания или сооружения;

6) микроклимат помещения - климатические условия внутренней среды помещения, которые определяются действующими на организм человека сочетаниями температуры, влажности и скорости движения воздуха;

7) нагрузка – воздействие механической силы, прилагаемой к строительным конструкциям и (или) основанию здания или сооружения и определяющей их напряженно-деформированное состояние;

8) надежность (в строительстве) – способность здания или сооружения, строительной конструкции или ее части, а также внутренних инженерных систем, выполнять требуемые функции в течение расчетного срока службы. Надежность обычно выражается в вероятностных характеристиках и включает в себя безопасность, эксплуатационную пригодность и долговечность конструкций;

9) опасные природные процессы и явления - землетрясения, сели, оползни, лавины, подтопления территории, карстовые явления, ураганы, смерчи, эрозия почвы горных пород и иные подобные процессы и явления, оказывающие негативные или разрушительные воздействия на здания и сооружения;

10) опасные факторы пожара – проявления пожара, которые при достижении критических значений представляют опасность для жизни и здоровья человека, имущества и (или) окружающей среды;

11) пожар – неконтролируемое горение вне специального очага, способное причинить вред жизни и здоровью человека, имуществу и окружающей среде;

12) предельное состояние - состояние здания или сооружения, основания, строительной конструкции или ее части, за пределами которого дальнейшая эксплуатация здания, сооружения или конструкции недопустима, затруднена или нецелесообразна;

13) расчетная ситуация - учитываемый при расчете и проектировании комплекс наиболее неблагоприятных условий эксплуатации и состояний здания, сооружения и их частей, а также окружающей среды, которые могут возникнуть при его строительстве и эксплуатации;

14) расчетный срок службы – продолжительность эксплуатации здания и сооружения, строительных конструкций и их частей до капитального ремонта, реконструкции или ликвидации, установленный в нормативных документах или в задании на проектирование;

15) расчетная схема - модель конструктивной системы, используемая при проведении расчетов;

16) факторы среды обитания – проявления среды, которые оказывают или могут оказывать влияние на состояние здоровья человека и (или) будущих поколений.

3. Нормативные документы и их требования:

1) нормативный документ - документ, устанавливающий общие принципы, правила или характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов и доступный широкому кругу потребителей;

2) межгосударственные строительные нормы - региональный нормативный документ в области проектирования и строительства зданий и сооружений, предназначенный в развитие требований техничесокго регламента для обязательного применения на территории присоединившихся к нему стран Содружества Независимых Государств (СНГ);

3) межгосударственный свод правил (по проектированию и строительству) – региональный нормативный документ в области проектирования и строительства зданий и сооружений, определяющий способы достижения их соответствия обязательным требованиям технических регламентов и строительных норм и предназначенный для применения на добровольной основе на территории стран Содружества Независимых Государств (СНГ);

4) межгосударственный стандарт – региональный нормативный документ в форме стандарта, предназначенный для применения на добровольной основе на территории стран Содружества Независимых Государств (СНГ).

5) обязательный нормативный документ – нормативный документ, применение которого требуется по общему закону, или в связи со ссылкой на него в регламенте или в рамках альтернативы, предоставляемой законом или регламентом. Все остальные нормативные документы предназначены для применения на добровольной основе;

6) существенные характеристики (требования) – характеристики строительных материалов и изделий (требования к ним), соответствующие требованиям технических регламентов к зданиям и сооружениям, которые по отношению к характеристикам строительных материалов и изделий (требованиям к ним) являются базовыми.

Пояснительная записка

Проект технического регламента подготовлен в соответствии с решением двадцать седьмого заседания Комиссии по техническому регулированию, санитарным, ветеринарным и фитосанитарным мерам в торговле при Интеграционном Комитета ЕврАзЭС от 22-23 декабря 2010 г.,  представлен Минрегионом России в Интеграционный Комитет, прошел процедуру публичного обсуждения в соответствии с установленным в ЕврАзЭС порядком и доработан с учетом полученных замечаний.

Проект подготовлен с учетом и на основе общих организационно-методических и правовых документов ЕврАзЭС: межправительственного Соглашения о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 г., Рекомендаций по типовой структуре технического регламента ЕврАзЭС, утвержденных Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.10.2001 г. № 321, Порядка разработки технического регламента ЕврАзЭС, утвержденного Решением Интеграционного Комитета ЕврАзЭС № 1175 от 17.08.2010 г. и других, в том числе разрабатываемых, проектов документов. Рассмотрены, обобщены и учтены требования национальных технических регламентов стран ЕврАзЭС о безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий.

Исходя из принятых в документах ЕврАзЭС решений, область применения настоящего технического регламента охватывает продукцию строительства - здания и сооружения всех отраслей экономики (с учетом требований к процессам) и продукцию промышленности строительных материалов и стройиндустрии - строительные материалы и изделия.

Предполагается, что настоящий регламент будет служить в качестве основополагающего для других технических регламентов ЕврАзЭС в области строительства. В частности, если это будет признано необходимым, кроме настоящего технического регламента, возможна, как это уже частично предусматривается, разработка других технических регламентов ЕврАзЭС в области строительства - на автомобильные дороги, мосты, тоннели и другие сооружения, для которых характерны специфические требования к  безопасности. Настоящий технический регламент должен будет применяться в государствах-членах ЕврАзЭС непосредственно в качестве обязательного, что потребует отмены национальных технических регламентов, устанавливающих требования к зданиям и сооружениям, строительным материалам и изделиям.

В соответствии со сложившимися в государствах-членах ЕврАзЭС принципами разработки технических регламентов, в настоящем техническом регламенте устанавливаются только общие требования к объектам технического регулирования. Конкретные требования к зданиям, сооружениям, строительным материалам и изделиям предусматривается устанавливать в последующих документах, номенклатура которых устанавливается в отдельном перечне и применением которых обеспечивается соблюдение требований регламента. Перечень разрабатывается, исходя из сформулированных в регламенте общих требований безопасности людей, окружающей среды и имущества при строительстве, эксплуатации и ликвидации зданий и сооружений и утверждается в установленном в ЕврАзЭС и приведенном в проекте регламента порядке.

С учетом интересов государств-членов ЕврАзЭС, в проекте технического регламента и в подготовленном проекте указанного Перечня предусмотрена возможность применения на альтернативной основе для соблюдения требований регламента:

межгосударственных строительных норм и в комплексе с ними – межгосударственных сводов правил по проектированию и строительству, а также межгосударственных стандартов, принятых в рамках системы нормативных документов в строительстве государств-участников СНГ;

национальных документов государств-членов ЕврАзЭС, идентичных или модифицированных по отношению к международным и (или) европейским стандартам;

зарубежных нормативных документов, принятых в государствах-членах ЕврАзЭС для прямого применения.

Кроме того, предусматривается возможность применения национальных нормативных документов, неэквивалентных международным и европейским стандартам, на период до разработки в полном объеме необходимых межгосударственных нормативных документов, а также применения зарубежных норм, адаптированных к условиям строительства конкретного объекта через специальные технические условия на проектирование и строительство этого объекта.

Предусматривается, что межгосударственные строительные нормы в рамках системы межгосударственных нормативных документов будут носить обязательный характер и будут устанавливать требования к зданиям и сооружениям в форме конкретных задач по обеспечению безопасности в развитие общих требований регламента. Способы решения этих задач (проектные решения, методы расчета, материалы, технологии и т.д.) предусматривается устанавливать в сводах правил по проектированию и строительству, применяемых на добровольной основе. Предусматривается, что по мере разработки новых и пересмотра действующих межгосударственных нормативных документов их требования все в большей мере с учетом интересов стран ЕврАзЭС и СНГ будут учитывать зарубежный опыт и сближаться с требованиями соответствующих европейских стандартов и норм зарубежных государств.

Таким образом, в проекте технического регламента реализуется европейский принцип «презумпции соответствия», когда объект регулирования признается соответствующим общим требованиям технического регламента, если он соответствует конкретным требованиям нормативных документов, указанных в соответствующем Перечне.

В проекте регламента представлены предложения о разграничении компетенции по установлению требований безопасности, предъявляемых к зданиям и сооружениям в строительных нормах, пожарных нормах, санитарных нормах и т.д. Предложенное разграничение в принципе соответствует существовавшему многие годы в странах СНГ и раньше, а также подходам, принятым в ряде зарубежных стран. В конечном итоге важно достичь согласия в этом вопросе с тем, чтобы в нормативных требованиях, которые разрабатываются различными ведомствами, не было бы противоречий, создающих необоснованные сложности в производстве.

В отношении требований, предъявляемых к зданиям и сооружениям, строительным материалам и изделиям, настоящий проект технического регламента в основных подходах (за исключением вопросов организационного характера) учитывает требования Регламента № 305/2011 Европейского парламента и Совета от 9 марта 2011 г., которым устанавливаются гармонизированные условия для обращения на рынке строительных материалов и изделий и отменяется ранее действовавшая директива в этой области № 89/106 ЕЕС.

С учетом этого, а также требований технических регламентов государств-членов ЕврАзЭС в настоящем техническом регламенте устанавливаются общие базовые требования безопасности ЕврАзЭС в области строительства, в том числе:

1) механической безопасности;

2) пожарной безопасности;

3) гигиены, защиты здоровья человека и охраны окружающей среды;

4) безопасности от несчастных случаев и доступности пользования;

5) экономии энергии и сокращения расхода тепла;

6) рационального использования природных ресурсов.

На основе базовых требований настоящего технического регламента к зданиям и сооружениям определяются соответствующие им существенные требования к строительным материалам и изделиям.

Оценку соответствия зданий и сооружений, строительных материалов изделий в соответствии с принципом «презумпции соответствия» в проекте предусматривается осуществлять путем сопоставления действительных характеристик объекта регулирования с требованиями нормативных документов, принятых в качестве доказательной базы регламента (нормами, правилами, стандартами), а на определенных этапах - с проектными значениями этих параметров.

Для зданий и сооружений, поскольку они не являются продукцией, которая может перемещаться на территории государств-членов ЕврАзЭС, в проекте регламента установлены только применяемые формы оценки соответствия. Конкретные правила и процедуры оценки соответствия зданий и сооружений предусматривается устанавливать на национальном уровне в каждом государстве-члене ЕврАзЭС.

Для строительных материалов и изделий должна быть обеспечена возможность их свободного перемещения и применения на территории государств-членов ЕврАзЭС, что требует единства требований к этим материалам и изделиям и единства процедур оценки соответствия. На данном этапе в проекте технического регламента приведены общие требования к процедурам оценки соответствия строительных материалов и изделий, которые должны быть реализованы в национальных правилах или могут применяться непосредственно.

Предусмотренные в проекте правила оценки соответствия строительных материалов и изделий в основном соответствуют европейским принципам с учетом положений, разрабатываемых в составе общих для государств организационно-правовых документов ЕврАзЭС.

Кроме государственного надзора, который в каждой стране организационно предусматривается осуществлять в соответствии с национальным законодательством, в проекте технического регламента, как и в европейском регламенте № 305, оценку соответствия строительных материалов и изделий намечено осуществлять в двух основных формах:

для продукции, которая серийно выпускается по действующим стандартам, входящим в доказательную базу регламента, - подтверждение её соответствия требованиям этих стандартов путем обязательного декларирования;

для новой продукции, на которую отсутствуют нормативные документы вследствие ее новизны, - подтверждения её пригодности для применения в строительстве.

Различия, имеющие место в правилах осуществления процедур подтверждения соответствия и пригодности, предусмотренных в проекте настоящего техничесокго регламента ЕврАзЭС и установленных в европейском регламенте № 305/2011, по существу, не носят принципиального характера.

Проектом регламента ЕврАзЭС, как и в регламенте ЕС № 305 предусматривается обязательное подтверждение соответствия в форме декларирования по тем же схемам декларирования, но по ограниченной номенклатуре продукции, имея в виду, что на стадии производства строительных материалов и изделий должно применяться, в основном, добровольное подтверждение соответствия, которое по своей сути больше отвечает условиям развития рыночной конкуренции.

Проведение процедуры подтверждения пригодности для применения в строительстве предусматривается только для новых материалов и изделий, применение которых оказывает влияние на безопасность. Эта существующая во многих странах ЕврАзЭС Западной Европы форма оценки соответствия новой продукции позволяет не только предотвращать поступление на рынок и применение непригодной продукции, но и помогает преодолевать естественное недоверие к новой продукции со стороны потребителей, экспертизы и органов надзора, снимая излишние административные барьеры.

В процессе публичного обсуждения настоящего проекта техничесокго регламента ЕврАзЭС по нему поступило свыше 750 замечаний и предложений от органов власти, предприятий и организаций, в том числе из Республики Беларусь – 46, Республики Казахстан – 130, Республики Таджикистан – 9. Замечания и предложения Киргизии были учтены в проекте регламента, рассылавшегося на отзыв. При этом замечания и предложения Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Таджикистан, а также ряда российских общественных организаций, объединений, ассоциаций, союзов являются обобщающими, представляя интересы ряда организаций строительного комплекса.

Большинство замечаний и предложений носит конструктивный характер. В ряде случаев вносимые предложения (об обязательности стандартов, сертификации, действия национальных документов, и другие) не отвечают общим требованиями правовых документов ЕврАзЭС, в частности, - межправительственному Соглашению о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25.01.2008 г. и других. Все полученные замечания рассмотрены, проанализированы и в возможной форме учтены в представляемой редакции. Из 668 замечаний и предложений полностью или частично принято 256, принято к сведению около 148, отклонено около 264.

Среди рассмотренных замечаний общего характера, которые не могли быть в полной мере приняты, представляется необходимым отметить следующие.

1. МЧС Республики Беларусь, Минтранс России и отдельные организации РФ предлагают не распространять требования регламента на транспортные сооружения, трубопроводы, гидротехнические и некоторые другие сооружения различного назначения. Такого рода предложения не были приняты. Требования регламента сформулированы в достаточно общей форме, чтобы сделать этот регламент в соответствии с его утвержденным наименованием основополагающим для сооружений всех видов строительства. Специфика тех или иных видов сооружений может быть отражена в соответствующих технических регламентах ЕврАзЭС или в документах доказательной базы настоящего технического регламента, что и предусмотрено проектом Перечня нормативных документов, применением которых обеспечивается соблюдение требований настоящего и других технических регламентов ЕврАзЭС в области строительства. В основном эти документы являются общими для всех видов зданий и сооружений.

2. ФГУ «ВНИИПО» МЧС России и НП «Росизол» предлагают, чтобы требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям были установлены в технических регламентах о требованиях пожарной безопасности (в отдельном документе) и сводах правил по пожарной безопасности, как это имеет место в настоящее время в Российской Федерации. Эти предложения противоречат общей направленности проекта настоящего технического регламента, которая состоит в том, чтобы все вопросы безопасности зданий и сооружений решались не по ведомственному принципу, а в общей системе нормативных требований к ним по единым принципам и без противоречий в различных документах.

3. Некоторые организации Российской Федерации (Москомархитектура, Центр стандартизации оконной и дверной техники, ЗАО «ШУКО», ЗАО «НИИ МИС») считают необходимым исключить такую форму оценки соответствия, как подтверждение пригодности новой продукции для применения в строительстве, в частности, на том основании, что техническое свидетельство, которым в Российской Федерации и других странах ЕврАзЭС подтверждается пригодность, не является нормативным документом. Техническое свидетельство о пригодности новой продукции действительно не является нормативным документом, но это не может являться основанием для исключения из проекта регламента давно и успешно применяемой в странах СНГ, ЕврАзЭС и Европейского Союза такой формы оценки соответствия, как подтверждение пригодности новых строительных материалов и изделий для применения в строительстве.

4. Межотраслевой совет по техническому регулированию и стандартизации в строительной отрасли и Рабочая группа № 4 Совета по техническому регулированию и стандартизации при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации отмечают, что применение межгосударственных строительных норм и межгосударственных сводов правил для обеспечения соблюдения требований технических регламентов ЕврАзЭС не предусмотрено Соглашением ЕврАзЭС от 25.01.2008 г. и соответствующим соглашением Таможенного союза. Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь также указывает на то, что обязательность применения межгосударственных строительных норм не соответствует указанному Соглашению ЕврАзЭС, в котором предусматривается добровольное применение стандартов.

Это действительно так, поскольку указанные Соглашения, как вполне очевидно, ориентированы на промышленную продукцию, которая является предметов товарооборота между странами, и не учитывают объективно существующих различий между промышленной продукцией и продукцией строительства – зданиями и сооружениями. Реально обязательные строительные нормы в различной форме и своды правил добровольного применения существуют в государствах-членах ЕврАзЭС в соответствии с национальным законодательством и их наличие вызывается объективной необходимостью. Аналогичная ситуация и в странах Западной Европы и в других зарубежных государствах. Этот вопрос обсуждался на заседании Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ в ноябре 2010 г. в г. Киеве, а также на совещании представителей органов управления строительством Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации по согласованию основных положений проекта разрабатываемого техничесокго регламента ЕврАзЭС в январе 2011 г. в г. Москве. По результатам обсуждения все необходимые предложения по дополнению соглашений ЕврАзЭС и Таможенного союза в области техничесокго регулирования были представлены в соответствующие инстанции.

В Российской Федерации этот вопрос был решен внесением в Федеральный закон «О техническом регулировании» изменения (Статья 5.1.), которым было установлено, что особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» .

Обоснованные решения по всем полученным замечаниям и предложениям по проекту техничесокго регламента ЕврАзЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» представлены в прилагаемой к проекту сводке отзывов.

Принятие технического регламента ЕврАзЭС, основанного на изложенных выше принципиальных подходах, позволит обеспечить соответствие законодательства о техническом регулировании в области строительства реальным задачам повышения безопасности и эффективности строительства и сделать практический шаг на пути создания единого экономического пространства государств-членов ЕВрАзЭС.

(Национального объединения строителей – НОСТРОЙ, Межотраслевого совета по техническому регулированию и стандартизации в строительной отрасли – МСТРС СО, Ассоциации «Национальный союз организаций в области пожарной безопасности и др.).

Протокол заседания ответственного за разработку органа российской Стороны с участием Рабочей группы по разработке технического регламента ЕврАзЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий»

25-26 июля 2011 г. г. Москва

Председательствовал: Руководитель рабочей группы, Директор Департамента регулирования градостроительной деятельности Минрегиона России ‑ И.В. Пономарев

Присутствовали:

Представитель ответственного за разработку технического регламента ЕврАзЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» органа российской Стороны с участием членов Рабочей группы по разработке технического регламента ЕврАзЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», эксперты Сторон (список прилагается).

Отметить: присутствие на заседании представителей Республики Казахстан, а также отсутствие представителей Кыргызской Республики, Республики Таджикистан.

Участники заседания, рассмотрев представленные российской Стороной Обобщенную сводку отзывов, доработанный проект технического регламента ЕврАзЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» с пояснительной запиской к нему, проект Договора о принятии технического регламента ЕврАзЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» и проект Перечня взаимосвязанных с проектом технического регламента ЕврАзЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» стандартов
с пояснительной запиской, по итогам обсуждения решили:

1. Одобрить с учетом сделанных замечаний окончательную редакцию проекта технического регламента ЕврАзЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий».

2. Одобрить обобщенную сводку поступивших в ходе публичного обсуждения отзывов на проект технического регламента ЕврАзЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», проект Договора о принятии технического регламента ЕврАзЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий».

3. Принять за основу проект Перечня взаимосвязанных с проектом технического регламента ЕврАзЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» стандартов.

4. Просить Секретариат ИК ЕврАзЭС внести на рассмотрение Комиссии по техническому регулированию, санитарным, ветеринарным и фитосанитарным мерам в торговле при ИК ЕврАзЭС Сводку отзывов на проект технического регламента ЕврАзЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», окончательную редакцию технического регламента с пояснительной запиской к нему, проект Договора о принятии технического регламента ЕврАзЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», а также проект Перечня взаимосвязанных с проектом технического регламента ЕврАзЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» стандартов с пояснительной запиской для принятия решения о направлении указанных документов Сторонам для согласования и их опубликования
на официальном Интернет-сайте ЕврАзЭС.

Председательствующий И.В. Пономарев

Эксперты от Республики Беларусь:

Эксперты от Республики Казахстан:

Эксперты от Российской Федерации: