Размещено (дата, время): 10.12.2012, 12:17:45
Последние изменения (дата, время): 18.12.2014, 12:49:51

О формировании рабочих групп и разработке проектов межгосударственных стандартов

Наше письмо от 15 февраля 2013 года № П40-1/01-16.

Письмо Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 02-01/08-3265ис.

Наше письмо от 10 декабря 2012 года № П586/01-15.

«Саморегулируемые организации Партнерство «ПРОЕКТ – РОДОС» и НП «РОДОС» совместно с Ассоциацией дорожных проектно-изыскательских организаций «РОДОС» рассмотрели вопрос о представлении кандидатур для включения в состав формируемых рабочих групп по направлениям реализации Программы по разработке межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе будет обеспечиваться соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), а также межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 июня 2012 года № 81 (далее – Программа, межгосударственные стандарты), и направляет в приложении к настоящему письму соответствующие предложения.

В целом по вопросу реализации Программы и разработки/экспертизы проектов межгосударственных стандартов, сообщаем следующее.

9 и 30 ноября т.г. Ассоциацией и Партнерством «РОДОС» совместно с Росавтодором проведены совещания по вопросу участия проектно-изыскательского сообщества дорожного хозяйства в реализации указанной Программы, в которых приняли участие представители ведущих дорожных проектных и изыскательских организаций, ученые и эксперты, а также ответственный секретарь Технического комитета по стандартизации «Дорожное хозяйство» (ТК 418) Е.Н. Симчук.

По общему мнению участников указанных совещаний роль координирующего органа по разработке силами специалистов-профессионалов ряда проектов межгосударственных стандартов было признано целесообразным возложить на Ассоциацию «РОДОС».

Для наиболее продуктивной экспертной работы по проектам межгосударственных стандартов участниками одного из совещаний были рассмотрены и в целом одобрены следующие предложения по организации этой работы в рамках Межгосударственного технического комитета по стандартизации «Дорожное хозяйство» (МТК 418):

Статьей 14 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» организация и экспертиза проектов стандартов возложены на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, которое реализует эту функцию, в том числе, посредством создаваемых технических комитетов по стандартизации.

В целях реализации указанного Федерального закона приказом Росстандарта от 9 августа 2010 года № 2939 утверждена структура Технического комитета по стандартизации «Дорожное хозяйство» (ТК 418), а также перечень организаций – членов ТК 418. В целом ТК 418 осуществляет функции постоянно действующего национального рабочего органа Межгосударственного технического комитета по стандартизации «Дорожное хозяйство» (МТК 418).

Частью 1 статьи 45 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ установлено, что за счет средств федерального бюджета могут финансироваться расходы на проведение экспертизы проектов международных стандартов. Порядок финансового обеспечения таких расходов определен Правилами финансирования за счет средств федерального бюджета расходов в области технического регулирования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2004 года № 791.

В соответствии с указанными Правилами финансовое обеспечение проведения экспертизы (в том числе в части соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений) осуществляет Росстандарт.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (ведомственная структура расходов, приложения 7 и 10) Росстандарту выделены средства на выплаты независимым экспертам в сумме 52,3 млн. рублей ежегодно, при этом направления расходования указанных средств конкретно не указаны.

В соответствии с Программой организацией, проводящей экспертизу проектов ГОСТ (межгосударственных стандартов), является только МТК 418.

Концепцией развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 года № 1762-р, предусмотрено, что международное сотрудничество в области стандартизации должно быть направлено:

на обеспечение участия российских экспертов в работе международных технических комитетов по стандартизации для поддержки интересов Российской Федерации при разработке международных стандартов;

на формирование системы работы с российскими экспертами
в международной организации по стандартизации, а также в иных международных организациях по стандартизации.

Таким образом, в целях проведения (организации) экспертизы проектов межгосударственных стандартов согласно Программе, а также для решения задач, определенных Концепцией развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, участниками указанного выше совещания признано целесообразным:

1. Конкретизировать принятое решение о создании постоянно действующих рабочих групп по направлениям межгосударственной стандартизации, изменив их функциональную форму на экспертные группы, членами которых должны быть независимые эксперты.

2. Статус эксперта и экспертной группы, их компетенцию и полномочия определить решением МТК 418. Очевидно, что они (экспертные группы) должны выполнять функции «мини» межгосударственных технических комитетов по стандартизации, систематически участвовать в рассмотрении промежуточных результатов работ по проектам межгосударственных стандартов, координировать разработку взаимосвязанных стандартов, участвовать в подготовке технических заданий и приемке работ, а также рассматривать возникающие в ходе выполнения работ разногласия. Эти вопросы необходимо отразить в положениях об экспертных группах.

3. Формирование персонального состава экспертных групп осуществлять исключительно на основе предложений технических комитетов по стандартизации «Дорожное хозяйство» стран участниц Таможенного союза с доведением итогового решения МТК 418 для обязательного исполнения до ответственных за разработку и финансирование проектов межгосударственных стандартов.

4. Рассмотреть возможность финансового обеспечения деятельности независимых экспертов со стороны Российской Федерации по линии Росстандарта.

При этом, наиболее реализуемым с нашей и практической точек зрения является финансовое обеспечение деятельности независимых экспертов за счет средств, предусмотренных (предоставленных) на разработку конкретных проектов межгосударственных стандартов.

Для этого потребуется внесение соответствующих изменений в технические задания на их разработку (в том числе в отношении заключенных контрактов) с указанием конкретных экспертов на основании решения МТК 418.

Финансово-договорные отношения независимых экспертов и разработчиков проектов межгосударственных стандартов должны будут оформляться ими самостоятельно и, предпочтительно, в пределах уже предусмотренных средств на разработку.

Кроме того, участниками совещаний были высказаны мнения и предложения о целесообразности дополнения Программы отдельными межгосударственными стандартами и, в тоже время, оптимизации перечня подлежащих разработке межгосударственных стандартов, поскольку в ряде случаев они излишне раздроблены, а некоторые стандарты не попадают под понятие «объект стандартизации» (например: ГОСТ «Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования»; ГОСТ «Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Методы определения» и т.д.). При возможности следует рассмотреть вопрос об объединении этих межгосударственных стандартов, что упростит их разработку и практическое применение. При этом необходимо учитывать, что нормативные документы представляют собой совокупность взаимосвязанных документов, каждый из которых в отдельности не сможет быть применен.

В заключение следует отметить, что дальнейшее развитие нормативной базы проектирования автомобильных дорог должно сопровождаться гармонизацией стандартов и норм.

Сегодня Российская Федерация является участником международных соглашений не только с Таможенным союзом, но и с СНГ, ЕврАзЭС, Евросоюзом, Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) и Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО ООН).

Все государства участники Таможенного союза являются членами ЕЭК ООН, ЭСКАТО ООН, а также членами ВТО.

Базой для интеграционных процессов и гармонизации национальных стандартов и сводов правил в области автомобильных дорог должно стать Соглашение по техническим барьерам в торговле 1994 года Всемирной торговой организации (ТБТ ВТО).

Особенностью дорожных норм является наличие требований к автомобильным дорогам, установленных международными соглашениями, в которых содержатся нормы прямого действия, применение которых является обязательным на территории Российской Федерации, включая:

Конвенцию о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.);

Конвенцию о дорожных знаках и сигналах (Вена, 8 ноября 1968 г.);

Европейское соглашение о международных автомагистралях (СМА) (Женева, 15 ноября. 1974 г.);

Межправительственное соглашение по сети азиатских автомобильных дорог (Бангкок, 2004 г.);

Протокол о международных автомобильных дорогах Содружества Независимых Государств (Москва, 11 сентября 1998 г.).

Требования этих международных норм должны быть учтены в качестве исходных данных и основы для разработки проектов межгосударственных стандартов, однако этот вопрос полностью обойден и не обозначен в графе «Исходные данные» Программы.

Согласно требованиям ТБТ ВТО «обязательные технические требования должны по возможности формулироваться путем задания параметров рабочих характеристик вместо описания процесса проектирования или технических характеристик» нормируемого объекта.

Одним из основных средств решения этой задачи является переход к новым методическим принципам технического нормирования, используемым в практике международной стандартизации развитых зарубежных стран.

В настоящее время государства Таможенного союза используют так называемый предписывающий метод нормирования, диктующий номенклатуру и способы применения строительных материалов условия строительства, подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т.д.

Новые методические принципы технического нормирования основаны на параметрическом методе нормирования, который в отличие от традиционно используемых у нас в стране методов нормирует только конечные эксплуатационные характеристики строительных изделий и их потребительские свойства.

Параметрический метод нормирования не должен предписывать, как проектировать и строить, а должен устанавливать требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства.

Как показала практика рассмотрения проектов нормативных документов, разработанных Министерством регионального развития Российской Федерации во исполнение Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», проекты этих документов изобилуют требованиями к конструкции и исполнению без должного обоснования, что не обеспечивает выполнения целей современного нормирования.

В целом необходимо учитывать, что весьма затруднительным будет разработать единые нормы для всей обширной территории Российской Федерации, республик Беларусь и Казахстан, имеющих слишком большие различия в географических, климатических и социально-экономических условиях.

Чтобы учесть возможные различия в географических или климатических условиях или в образе жизни, а также возможные различия в уровне защиты, существующем на национальном, региональном или местном уровнях, Директива ЕС 89/106/CEE/ от 21 декабря 1988 г., относящаяся к сближению законодательных, регламентирующих и административных норм государств-членов относительно строительных изделий, предусматривает возможность установления классов качества в пояснительных документах, предназначенных для установления необходимых связей, между основными требованиями, и требованиями условий строительства.

Европейские стандарты (Еврокоды) устанавливают общие для всех стран нормы и правила, часть из которых остается открытыми и предназначены для национального выбора и называются «национально-определяемые параметры». Значения этих параметров определяется национальными приложениями. Таким образом, Еврокоды реализуют национальные стандарты, оформленные в виде национальных приложений.

Таким образом, уровень стандартизации проектирования автомобильных дорог следует ограничить основными государственными и региональными автомобильными дорогами, предоставив возможность государствам членам Таможенного союза самостоятельно устанавливать требования к местным автомобильным дорогам с учетом географического, функционального или экономического признаков. Именно такой подход используется в мировой практике (Европейское соглашение о международных автомагистралях; Межправительственное соглашение по сети азиатских автомобильных дорог; Требования к трансъевропейским сетям (ТЕМ).

Кандидатуры для включения в состав формируемых рабочих групп по направлениям реализации Программы по разработке межгосударственных стандартов, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 июня 2012 года № 81

 

1 группа – «Проектирование автомобильных дорог»

 

Крайник Александр Владимирович,

заместитель технического директора – главный инженер Московского филиала ЗАО «Институт «Стройпроект»

2 группа – «Искусственные сооружения»

 

Суровцев Алексей Борисович,

к.э.н., заместитель генерального директора – технический директор  ЗАО «Институт «Стройпроект»

3 группа – «Дорожно-строительные материалы и изделия»

 

Васильев Юрий Эммануилович,

доцент, к.т.н., Московский автомобильно – дорожный государственный технический университет (МАДИ)

4 группа – «Технические средства организации дорожного движения и элементы обустройства»

 

Живописцев Игорь Феликсович, к.т.н., заведующий отделением организации и безопасности дорожного движения ФГУП «РОСДОРНИИ»

5 группа – «Транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог»

 

Красиков Олег Александрович,  д.т.н., профессор, заместитель генерального директора                    ФГУП «РОСДОРНИИ»

Примечание: В Некоммерческом Партнерстве дорожных проектных организаций «РОДОС» по каждому направлению разработки стандартов сформированы группы экспертов.».