Размещено (дата, время): 07.10.2014, 13:58:41
Последние изменения (дата, время): 20.05.2015, 12:45:40

Разъяснение по вопросу действия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства при реорганизации юридического лица

Наше письмо от 7 октября 2014 года № П402/01-20:

«Саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации «Некоммерческое Партнерство дорожных проектных организаций «РОДОС», рассмотрела Ваше обращение от 9 июля 2014 года № ЭА-1-70/14 по разъяснению вопроса действия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – свидетельство) при реорганизации юридического лица, и сообщает.

По нашему мнению порядок определения правовых последствий при реорганизации юридического лица в части действия свидетельства и перехода имущественных и иных прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица в форме присоединения к юридическому лицу, к которому это юридическое лицо присоединяется, изложенный в письме Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям от 2 марта 2011 года № 3.31-22/162, является достаточным, в том числе для того, чтобы сделать следующие выводы.

Действительно в настоящее время Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» поднятый в Вашем обращении вопрос напрямую не урегулирован.

Вместе с тем, установленное пунктом 3 части 1 статьи 557 Градостроительного кодекса Российской Федерации основание прекращения членства в саморегулируемой организации (ликвидация юридического лица) может применяться для определения правовых последствий при реорганизации юридического лица, поскольку реорганизованные юридические лица считаются фактически прекратившими свою деятельность (за исключением случая реорганизации юридического лица в форме выделения) как и в случае ликвидации, и подлежат исключению из единого государственного реестра юридических лиц по сути в том же порядке, установленном соответственно Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Таким образом, применительно к ситуации с реорганизацией юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу, т.е. рассматривая по существу поставленный Вами вопрос, это означает, что с момента прекращения деятельности присоединяемого юридического лица, которому ранее было выдано свидетельство, действие этого свидетельства прекращается, при этом:

действие свидетельства приостанавливается саморегулируемой организацией с даты подписания юридическими лицами передаточного акта;

действие свидетельства прекращается с даты внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованного (присоединенного) юридического лица.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 58) при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (статья 59).

В силу применения гражданского законодательства по аналогии (статья 6 Гражданского кодекса Российской Федерации), а для рассматриваемого нами случая в части сходства отношений это часть 6 статьи 18 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», юридическое лицо, к которому присоединяется реорганизуемое юридическое лицо, вправе обратиться в саморегулируемую организацию с заявлением о переоформлении свидетельства на себя при соблюдении условия наличия у реорганизуемого (присоединяемого) юридического лица свидетельства, а также подтверждения после подписания передаточного акта юридическим лицом, к которому присоединяется реорганизуемое юридическое лицо, соответствия:

требованиям саморегулируемой организации к выдаче свидетельства;

условиям членства в такой саморегулируемой организации;

другим документам саморегулируемой организации.

Естественно, что в дополнение к указанным требованиям и соблюдению условий в саморегулируемую организацию вместе с заявлением о переоформлении свидетельства должны быть предоставлены заверенные в установленном порядке передаточный акт и решения уполномоченных органов юридических лиц о присоединении и о согласии на присоединение.

Также, по нашему мнению, юридическое лицо, к которому присоединяется реорганизуемое юридическое лицо, должно иметь подтверждение осуществления тех видов деятельности и выполнения таких видов работ, которые будут указываться в свидетельстве, в виде присвоенных уполномоченным органом необходимых кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Учитывая, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом, в том числе и обязательства по возмещению вреда, то взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации и другие обязательные платежи, ранее внесенные реорганизуемым юридическим лицом, после переоформления свидетельства будут считаться взносом в компенсационный фонд и другими обязательными платежами соответственно юридического лица, к которому присоединилось юридическое лицо.

При этом еще раз обращаем Ваше внимание на то, что с даты подписания передаточного акта и до даты выдачи переоформленного свидетельства придется столкнуться с необходимостью фактического, временного приостановления деятельности, связанной с выполнением работ, виды которых указаны в свидетельстве.

Причиной тому является невозможность после подписания передаточного акта соответствия реорганизуемого юридического лица указанным выше требованиям саморегулируемой организации, условиям членства в такой саморегулируемой организации и т.п.

С учетом изложенного и по результатам ознакомления Вами с настоящим разъяснением предлагаем дополнительно вернуться к Вашей просьбе, изложенной в обращении, о получении мнения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по рассматриваемому вопросу, поскольку, как указывалось выше, письмо Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям от 2 марта 2011 года № 3.31-22/162 является достаточным для правоприменения и принятия необходимых решений.».