Размещено (дата, время): 31.01.2014, 16:57:34
Последние изменения (дата, время): 17.03.2015, 13:16:22

Запрос разъяснения законодательства Российской Федерации, регулирующего состав имущества компенсационного фонда саморегулируемой организации градостроительной сферы

Письмо Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству от 2 декабря 2014 года № 3.31-22/950/181573*.

*) Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрев наше обращение (письмо от 12 сентября 2014 года № П376/01-01) также сообщил, что согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 года № 17-П официальное, имеющее силу закона (т.е. обязательное для всех) разъяснение или толкование положений любого федерального закона может быть дано только актом законодательного органа, который должен приниматься, подписываться и обнародоваться в порядке, установленном для федеральных законов. В этой связи по поставленным вопросам Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству высказал только свое, не подлежащее обязательному использованию в правоприменительной практике, мнение. 

 

Наше письмо от 12 сентября 2014 года № П376/01-01 (в адрес Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству):

«Саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации «Некоммерческое Партнерство дорожных проектных организаций «РОДОС» (далее – Партнерство), просит разъяснить применение положений статьи 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации в совокупности с нормами статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» при размещении саморегулируемой организацией средств компенсационного фонда в целях сохранения и увеличения его размера.

Частью 4 статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ установлено, что федеральными законами могут устанавливаться иные требования, чем те, которые предусмотрены этим Федеральным законом, к порядку формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации, его минимальному размеру, размещению средств такого фонда.

В частности, Градостроительным кодексом Российской Федерации установлен иной порядок для размещения саморегулируемой организацией средств компенсационного фонда в целях сохранения и увеличения его размера, а именно в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях (статья 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации) без конкретизации формы активов средств компенсационного фонда, который лишь первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации (часть 2 статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ).

В части 3 статьи 1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ приведен исчерпывающий перечень саморегулируемых организаций по признакам предпринимательской или профессиональной деятельности, в который саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих градостроительную деятельность, не включены.

Соответственно, на такие саморегулируемые организации в равной мере распространяются общие нормы законодательства Российской Федерации в области саморегулирования и специальные, регулирующие градостроительную деятельность.

Частью 10 статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ установлено, что в государственные ценные бумаги Российской Федерации должно быть инвестировано не менее десяти процентов средств компенсационного фонда, при этом специальной оговорки, что если иное не установлено федеральными законами, нет.

Исходя из изложенного следует, что при размещении саморегулируемой организацией средств компенсационного фонда в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях не менее 10 процентов этих средств должны быть размещены в государственные ценные бумаги Российской Федерации, что в принципе возможно.

Например, если средства компенсационного фонда уже размещены, кредитная организация в этом случае может действовать от имени саморегулируемой организации в качестве поверенного или комиссионера на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре.

Так же видится возможность первичного размещения саморегулируемой организацией не менее десяти процентов средств компенсационного фонда в государственные ценные бумаги Российской Федерации с последующим их размещением в депозит на условиях управления соответствующей российской кредитной организацией от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ей во владение и принадлежащими саморегулируемой организации в ее интересах ценными бумагами.

Кроме того, в рамках договора банковского депозита возможно обусловить управление кредитной организацией денежными средствами компенсационного фонда таким образом, чтобы они были инвестированы в ценные бумаги.

Аналогичная позиция с запросом соответствующего содержания ранее направлялись Партнерством в Министерство финансов Российской Федерации. В своем ответе Минфин России, ссылаясь на Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, рекомендовал обратиться в Минстрой России по указанному вопросу, который, в свою очередь, получив запрос Партнерства, также не рассматривая его по существу, рекомендовал обратиться в Национальное объединение проектировщиков для получения соответствующих разъяснений (копии ответов прилагаются).

Исходя из содержательной части полученных разъяснений мы были вынуждены констатировать, что запрос Партнерства о разъяснении законодательства Российской Федерации и содержащиеся в нем доводы не нашли отражения и, напротив, перечисленные нами возможности управления размещенными (размещаемыми) средствами компенсационного фонда в депозитах и (или) депозитных сертификатах были истолкованы в отрыве от контекста и сути запроса.

С учетом важности данного вопроса, в том числе в свете подготовленного проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – проект федерального закона) во исполнение пункта 7 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 18 марта 2014 года № 37, просим разъяснить, должны ли саморегулируемые организации градостроительной сферы исполнять требование части 10 статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» по инвестированию не менее десяти процентов средств компенсационного фонда в государственные ценные бумаги Российской Федерации, поскольку даже до принятия указанного проекта федерального закона саморегулируемые организации могли бы проводить в рамках принимаемых инвестиционных деклараций взвешенную инвестиционную политику с учетом взаимосвязи интересов потребителей (главным образом государственных заказчиков) и производителей услуг своих членов, в нашем случае по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, обеспечивая при этом большую степень защищенности и сохранности средств компенсационных фондов.».

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 мая 2014 года № 8728-АТ/08.

Наше письмо от 25 марта 2014 года № П159/01-21 (в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации):

«Саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации «Некоммерческое Партнерство дорожных проектных организаций «РОДОС» просит разъяснить применение положений статьи 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации в совокупности с нормами статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» при размещении саморегулируемой организацией средств компенсационного фонда в целях сохранения и увеличения его размера.

Частью 4 статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ установлено, что федеральными законами могут устанавливаться иные требования, чем те, которые предусмотрены этим Федеральным законом, к порядку формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации, его минимальному размеру, размещению средств такого фонда, страхованию ответственности членов саморегулируемой организации.

В частности, Градостроительным кодексом Российской Федерации установлен иной порядок для размещения саморегулируемой организацией средств компенсационного фонда в целях сохранения и увеличения его размера, а именно в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях (статьи 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации) без конкретизации формы активов средств компенсационного фонда, который лишь первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации (часть 2 статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ).

Деятельность кредитных организаций не ограничивается оперированием активами депонента исключительно в денежной форме, т.е. банки могут осуществлять свою деятельность в качестве финансовых брокеров, дилеров, депозитариев и доверительных управляющих. Их брокерская и дилерская деятельность возможна на условиях совмещения с депозитарной деятельностью и деятельностью по управлению ценными бумагами при наличии у брокера или дилера соответствующей лицензии.

В части 3 статьи 1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ приведен исчерпывающий перечень саморегулируемых организаций по признакам предпринимательской или профессиональной деятельности, в который саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих градостроительную деятельность, не включены.

Соответственно, на такие саморегулируемые организации в равной мере распространяются общие нормы законодательства Российской Федерации в области саморегулирования и специальные, регулирующие градостроительную деятельность, при условии их непротиворечивости или же в силу неоднозначности одной из норм.

Частью 10 статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ установлено, что в государственные ценные бумаги Российской Федерации должно быть инвестировано не менее десяти процентов средств компенсационного фонда, при этом специальной оговорки, что если иное не установлено федеральными законами, нет.

Таким образом получается, что при размещении саморегулируемой организацией средств компенсационного фонда в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях не менее 10 процентов этих средств должны быть размещены в государственные ценные бумаги Российской Федерации, что в принципе возможно.

Например, если средства компенсационного фонда уже размещены, кредитная организация в этом случае может действовать от имени саморегулируемой организации в качестве поверенного или комиссионера на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре.

Так же видится возможность первичного размещения саморегулируемой организацией не менее десяти процентов средств компенсационного фонда в государственные ценные бумаги Российской Федерации с последующим их размещением в депозит на условиях управления соответствующей российской кредитной организацией от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ей во владение и принадлежащими саморегулируемой организации в ее интересах ценными бумагами.

Кроме того, в рамках договора банковского депозита возможно обусловить управление кредитной организацией денежными средствами компенсационного фонда таким образом, чтобы они были инвестированы в ценные бумаги.

С учетом изложенных доводов, просим разъяснить, должны ли саморегулируемые организации градостроительной сферы, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, осуществляющих строительство, исполнять требование части 10 статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» по инвестированию не менее десяти процентов средств компенсационного фонда в государственные ценные бумаги Российской Федерации при размещении средств компенсационного фонда в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях.».

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 11 марта 2014 года № 20-05-03/10528.

Наше письмо от 31 января 2014 года № П42/01-21 (в адрес Министерства финансов Российской Федерации):

«Саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации «Некоммерческое Партнерство дорожных проектных организаций «РОДОС» просит разъяснить применение положений статьи 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации в совокупности с нормами статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» при размещении саморегулируемой организацией средств компенсационного фонда в целях сохранения и увеличения его размера.

Частью 4 статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ установлено, что федеральными законами могут устанавливаться иные требования, чем те, которые предусмотрены этим Федеральным законом, к порядку формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации, его минимальному размеру, размещению средств такого фонда, страхованию ответственности членов саморегулируемой организации.

В частности, Градостроительным кодексом Российской Федерации установлен иной порядок для размещения саморегулируемой организацией средств компенсационного фонда в целях сохранения и увеличения его размера, а именно в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях (статьи 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации) без конкретизации формы активов средств компенсационного фонда, который лишь первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации (часть 2 статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ).

Деятельность кредитных организаций не ограничивается оперированием активами депонента исключительно в денежной форме, т.е. банки могут осуществлять свою деятельность в качестве финансовых брокеров, дилеров, депозитариев и доверительных управляющих. Их брокерская и дилерская деятельность возможна на условиях совмещения с депозитарной деятельностью и деятельностью по управлению ценными бумагами при наличии у брокера или дилера соответствующей лицензии.

В части 3 статьи 1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ приведен исчерпывающий перечень саморегулируемых организаций по признакам предпринимательской или профессиональной деятельности, в который саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих градостроительную деятельность, не включены.

Соответственно, на такие саморегулируемые организации в равной мере распространяются общие нормы законодательства Российской Федерации в области саморегулирования и специальные, регулирующие градостроительную деятельность, при условии их непротиворечивости или же в силу неоднозначности одной из норм.

Частью 10 статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ установлено, что в государственные ценные бумаги Российской Федерации должно быть инвестировано не менее десяти процентов средств компенсационного фонда, при этом специальной оговорки, что если иное не установлено федеральными законами, нет.

Таким образом получается, что при размещении саморегулируемой организацией средств компенсационного фонда в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях не менее 10 процентов этих средств должны быть размещены в государственные ценные бумаги Российской Федерации, что в принципе возможно.

Например, если средства компенсационного фонда уже размещены, кредитная организация в этом случае может действовать от имени саморегулируемой организации в качестве поверенного или комиссионера на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре.

Так же видится возможность первичного размещения саморегулируемой организацией не менее десяти процентов средств компенсационного фонда в государственные ценные бумаги Российской Федерации с последующим их размещением в депозит на условиях управления соответствующей российской кредитной организацией от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ей во владение и принадлежащими саморегулируемой организации в ее интересах ценными бумагами.

Кроме того, в рамках договора банковского депозита возможно обусловить управление кредитной организацией денежными средствами компенсационного фонда таким образом, чтобы они были инвестированы в ценные бумаги.

С учетом изложенных доводов, просим разъяснить, должны ли саморегулируемые организации градостроительной сферы, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, осуществляющих строительство, исполнять требование части 10 статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» по инвестированию не менее десяти процентов средств компенсационного фонда в государственные ценные бумаги Российской Федерации при размещении средств компенсационного фонда в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях.».