Размещено (дата, время): 22.02.2012, 13:38:02
Последние изменения (дата, время): 11.12.2014, 14:44:33

О предложениях по участию президента Национального объединения изыскателей в основной части V Всероссийского съезда саморегулируемых организаций в строительстве, с учетом участия Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина

Наше письмо от 22 февраля 2012 года № И102/01-20:

«По итогам состоявшегося по системе web-инар совещания 22 февраля 2012 года Некоммерческое Партнерство изыскательских организаций «РОДОС» направляет подготовленные в режиме «Исправления» к исходному документу предложения к тезисам президента Национального объединения изыскателей для встречи с Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным (прилагаются).

Тезисы для встречи с В.В. Путиным

Инженерные изыскания являются специальным видом градостроительной деятельности, обеспечивающим важнейшие конституционные права безопасности и здоровья граждан.

В соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации без инженерных изысканий невозможно принятие рациональных и безопасных проектно–планировочных и строительных решений, т.е. невозможно устойчивое развитие и безопасное использование территории.

За три года саморегулирования в области инженерных изысканий нам вместе удалось сформировать профессиональную систему «самоуправления» предпринимательского сообщества изыскателей, как одной из фундаментальных основ демократического построения гражданско-правовых отношений в сфере архитектурно-строительного проектирования и создания объектов капитального строительства.

Удалось отработать законодательство о техническом регулировании в рамках Таможенного союза, обновить нормативно-техническую базу в области инженерных изысканий и повлиять на актуализацию многих проектных нормативов.

Отдельные наши предложения были учтены в законодательстве страны и позволили снизить административную нагрузку на предприятия и несколько упростить и удешевить разрешительную систему строительства, сохранив и приумножив при этом качественные требования к процессам капитального строительства.

На базе мониторинга настроений в профессионально–предпринимательской среде мы выработали механизм принятия решений, которые отражают реальное мнение большинства профессиональных участников рынка. Результаты недавних опросов среди участников нашего сообщества показывают, что более 80 процентов респондентов (а это 360 хозяйствующих субъектов и 27 СРО, принявших участие в опросе) удовлетворены системой саморегулирования в нашей области. Однако это не повод для успокоения. Мы знаем, что есть серьезные проблемы, которые необходимо дальше решать, а также то, что, в конечном итоге, объективную оценку нашей деятельности смогут дать непосредственные потребители услуг в области инженерных изысканий, т.е. наши заказчики, проектировщики, строители и граждане.

В нашем секторе градостроительной деятельности выдано 8 000 свидетельств о допуске к работам, влияющим на безопасность строительства. Для сравнения: лицензий на инженерные изыскания ранее было выдано 5 000. При том, что объемы изыскательских работ не увеличиваются, стоимость работ снизилась практически на порядок. Это ставит многие изыскательские предприятия в трудные экономические условия.

Одна из причин этих проблем, это неравноправные условия участия в государственных и корпоративных закупках. Как правило, наши предприятия заключают договоры подряда через цепочку посредников, цена подрядных работ в этом случае падает иногда в десятки раз. Этому способствует ряд противоречивых норм Градостроительного кодекса и положений 94-ФЗ. Также этому способствует и позиция ряда государственных и корпоративных заказчиков, которые считают, что можно проектирование и строительство начинать без инженерных изысканий в то время, как результаты инженерных изысканий должны в силу закона и по логике вещей предоставляться заказчиком проектировщику в качестве исходных данных.

В этом смысле не в полной мере реализуются фундаментальное значение и потенциал инженерных изысканий при подготовке документации по планировке территории, в составе которой изыскателями могут подготавливаться проект планировки, проект межевания и градостроительный план.

Именно на этапе этих работ могут быть собраны сведения о земельных участках, изымаемых во временное и (или) постоянное пользование, обоснованы размеры изымаемых земельных участков, рассчитаны убытки собственников, а также собраны сведения о предполагаемых затратах, связанных со сносом зданий и сооружений, переселением людей, переносом сетей инженерно-технического обеспечения и т.п.

Все это в значительной мере позволило бы удешевить и сократить во времени процесс проектирования и, главное, внедрить в практику раздельный учет затрат на подготовку территории для последующего строительства или реконструкции капитальных объектов и затрат непосредственно на строительство или реконструкцию.

Огромную проблему для нас представляют т.н. торги «под ключ». Мы знаем, что в этом случае все свои риски строительные организации перекладывают на своих субподрядчиков, включая изыскателей и проектировщиков, а иногда и на некомпетентных заказчиков. Нам кажется, что это ситуация нуждается в коренной перестройке. Мы надеемся, что Федеральная контрактная система многие указанные проблемы сможет снять, детально урегулировав вопросы заключения контрактов полного цикла (комплексных государственных (муниципальных) контрактов).

При этом, не дожидаясь введения Федеральной контрактной системы, просим Вас оказать максимальное содействие в незамедлительной отмене единственного способа выбора подрядчиков в нашей сфере деятельности и всего, что связано с созданием, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов капитального строительства, через механизм электронного аукциона. Допустимый уровень демпинга начальной (максимальной) цены контракта для объектов капитального строительства, как на электронном аукционе, так и на конкурсе необходимо существенно снизить, и довести его до уровня максимум 10 процентов. Для всех этапов капитального строительства не цена должна быть решающим критерием, а качество, экономическая эффективность и целесообразность, а также способность подрядчика, его репутация и профессиональная подготовка. При этом цена должна быть оптимальной для соблюдения всех этих требований.

В этом вопросе исполнительная власть, депутаты нас поддерживают.

Для исключения признаков недобросовестной конкуренции и коммерциализации саморегулирования в нашем секторе экономики, большинство профессионалов высказываются за установление более жестких требований для вступления в члены СРО. При этом саму систему саморегулирования можно сделать более доступной и логичной для добросовестных предпринимателей. Во-первых, необходимо изменить требования о наличии специалистов: в нашей отрасли их может быть и меньше, чем указано в действующем законодательстве, но они должны работать на постоянной работе, т.е. находиться штате. Во-вторых, для вступления в СРО и выполнения работ на всех объектах капитального строительства (не только особо опасных и технически сложных) необходимо иметь в собственности или на ином законном основании минимально необходимый минимальный набор сертифицированного оборудования для производства работ. В – третьих, в общем законодательстве, необходимо усилить персональную ответственность руководителей СРО. И в-четвертых, необходимо ввести институт профессиональной ответственности главного инженера проекта (главного архитектора проекта), установив в отношении этих лиц требование по наличию квалификационного аттестата на право выполнения работ по архитектурно-строительному проектированию. Одновременно целесообразно установить соразмерную ответственность этих лиц за ненадлежащее качество работ и ее несоответствие требованиям технических регламентов. При этом необходимо предусмотреть механизм защиты главным инженером и архитектором проекта своих прав и профессиональной репутации.

Практика проверок Ростехнадзора, органов Прокуратуры и контрольная практика работы большинства СРО нашей сферы показывает невозможность даже элементарного, документарного контроля своих членов саморегулируемыми организациями, насчитывающими в своем составе более 700 участников. Мы считаем, что одним из путей усиления качества в инженерных изысканиях является персонализация контроля в СРО. Поэтому, на наш взгляд, необходимо решить вопрос о законодательном ограничении количества членов СРО в отрасли инженерных изысканий до 500 - 600 участников.

Хотел бы отметить присоединение нашего объединения к Общероссийскому народному фронту. СРО, сочувствующие целям и задачам его создания, с большим оптимизмом относятся к последним программным предложениям, принятым Вами в качестве кандидата в Президенты Российской Федерациим.

В развитии этой темы, нам кажется, что и профессионально–предпринимательские сообщества, основанные на обязательном членстве, такие как национальные объединения строительной сферы, могут и должны играть более определенную роль в построении новой России и быть так же субъектом законодательной инициативы. Предлагаем Вашу Программу дополнить нашим предложением.

В этот юбилейный для отрасли инженерных изысканий год все мы вспоминаем о роли инженерных изысканий в индустриализации жилищного строительства страны, в результате позволившей миллионам советских людей переехать из бараков в благоустроенные жилые дома. Как централизованная система самостоятельного вида деятельности, инженерные изыскания были организованы 50 лет назад Постановлением Совмина РСФСР № 905 от 7 июля 1962 года. В настоящее время, в связи с предстоящей индустриализацией и массовым жилищным строительством, во избежание тех же ошибок, необходимо вернуться к лучшим традициям отечественного градостроительства, необходимо поднимать престиж изыскательской профессии. Для моральной поддержки ветеранского корпуса, для создания новых ориентиров для изыскательской молодежи мы предлагаем поддержать введение нового профессионального праздника – Дня работников сферы инженерных изысканий (День изыскателя) в день издания указанного документа.

Мы считаем, что и сегодня наш вклад в новую индустриализацию страны будет не менее значимым! Мы приглашаем Вас,  на очередной Всероссийский Съезд изыскателей страны, где предлагаем детально обсудить, как нам лучше и скорее обустроить Россию. ...».