Размещено (дата, время): 12.03.2012, 13:38:23
Последние изменения (дата, время): 23.03.2015, 16:45:22

О введении специальных стандартов для сельских дорог

Наше письмо от 12 марта 2012 года № И110/01-23:

«Некоммерческое Партнерство изыскательских организаций «РОДОС» рассмотрело вопрос о необходимости введения специальных стандартов для сельских дорог и сообщает.

Статьей 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена классификация автомобильных дорог, расположенных на территории Российской Федерации, в основу которой положен принцип подразделения автомобильных дорог в зависимости от:

1. Значения (административно-территориального значения, исходя из принципов федеративного устройства Российской Федерации, организации местного самоуправления), т.е. на автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

2. Вида разрешенного использования (общего или необщего пользования);

3. Условий проезда и доступа транспортных средств.

Сложившаяся практика правоприменения указанных принципов классификации автомобильных дорог, которые ранее были установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 года № 209 «О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Российской Федерации», а также Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 года № 767, в совокупности с требованиями Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования», позволяют сделать вывод о достаточности нормативного правового регулирования классификации всех автомобильных дорог, расположенных на территории Российской Федерации, которая учитывает совокупность характеристик, в том числе по так называемому народно-хозяйственному значению.

Применительно к сельским автомобильным дорогам сказанное выше означает, что если они предназначены для движения транспортных средств и состоят из земельных участков в границах полосы отвода и расположенных на них или под ними конструктивных элементов и дорожных сооружений, то:

1. Сельские автомобильные дороги соответствуют по своему составу и предназначению определению автомобильной дороги, установленному пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ;

2. Сельские автомобильные дороги (очевидно расположенные в сельской местности) по своему значению могут являться автомобильными дорогами местного значения либо муниципального района, либо сельского поселения.

В первом случае это автомобильные дороги, которые соединяют населенные пункты в границах муниципального района (часть 10 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ). Во втором случае это автомобильные дороги, которые расположены в границах населенных пунктов сельского поселения (часть 9 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).

3. Сельские автомобильные дороги могут быть автомобильными дорогами общего, но и необщего пользования, т.е. не предназначены для движения транспортных средств неограниченного круга лиц;

4. Сельские автомобильные дороги по условиям проезда и доступа на них транспортных средств скорее всего могут быть от III до V технической категории или до так называемой категории II-с-б в соответствии с РСН-88.

С учетом изложенного, самоопределение сельских автомобильных дорог в качестве самостоятельной категории автомобильных дорог является избыточным.

В тоже время, вопросы проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания таких автомобильных дорог могут быть рассмотрены и отдельно урегулированы в рамках отраслевого дорожного методического документа ОДМ «Проектирование, строительство и эксплуатация автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения» (далее также – ОДМ 218.2.ХХХ-2011), первую редакцию которого, подготовленную по заданию Федерального дорожного агентства в соответствии с Планом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Федерального дорожного агентства на 2011-2013 гг., уже рассматривала Ассоциация дорожных проектно-изыскательских организаций «РОДОС» совместно с Некоммерческим Партнерством дорожных проектных организаций «РОДОС».

По существу первой редакции ОДМ 218.2.ХХХ-2011 отмечаем, что он является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве и будет распространяться на проектирование, строительство и эксплуатацию автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения на территории Российской Федерации.

Исходя из общей заявленной области применения ОДМ 218.2.ХХХ-2011 следует то, что он будет применяться только в случае строительства новых автомобильных дорог, что в свою очередь исключает его применение при реконструкции существующих автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения.

По нашему мнению это сужает многовариантность решения вопросов, связанных с автомобильными дорогами с низкой интенсивностью движения, которые из числа существующих V технической категории при необходимости могут быть реконструированы, в том числе посредством устройства разъездных карманов или уширения полосы движения, что будет полностью соответствовать комплексу работ, выполняемых при реконструкции, т.е. когда осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

Применение ОДМ 218.2.ХХХ-2011 в практической деятельности только федеральными и территориальными органами управления автомобильными дорогами, межрегиональными дирекциями по дорожному строительству, проектными и научно-исследовательскими организациями при подготовке проектной документации, осуществления строительства и эксплуатации автомобильных дорог с низкой интенсивность движения, означает это применение только в отношении строительства и эксплуатации автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения федерального, регионального или межмуниципального значения. Из этого следует, что ОДМ 218.2.ХХХ-2011 в рассмотренной редакции не сможет применяться в отношении автомобильных дорог местного значения и частных автомобильных дорог, при том, что перечисленные в определениях и понятиях автомобильные дороги, обеспечивающие транспортные связи жилых застроек, коттеджных и дачных поселков, жилых районов и т.п. объектов, потенциально являются автомобильными дорогами местного значения и (или) частными автомобильными дорогами.

Кроме того, указанное выше обстоятельство вступает в противоречие с общей заявленной областью применения ОДМ 218.2.ХХХ-2011, связанной со строительством и эксплуатацией автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения на всей территории Российской Федерации.

Вводимая ОДМ 218.2.ХХХ-2011 «функциональная классификация автомобильных дорог» может при ее применении в совокупности с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 года № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации», которое является нормативным правовым актом обязательным для применения, повлечь неоднозначное толкование. Если эта функциональная классификация автомобильных дорог идет в развитие указанного постановления Правительства Российской Федерации, то необходимо предусматривать соответствующие изменения в него. В рассмотренном случае причинно-следственная связь нарушена.

Другими словами, может возникнуть вопрос, на каком основании в титуле строительства автомобильной дороги с низкой интенсивностью движения, спроектированной в соответствии с ОДМ 218.2.ХХХ-2011, будет указана ее категория, например, VБ. Это же замечание имеет значение применительно к последующему федеральному государственному статистическому наблюдению, которое должно будет обособленно учитывать автомобильные дороги с низкой интенсивностью движения.

С учетом изложенного, предлагаем дальнейшую работу по стандартизации вопросов проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания «сельских автомобильных дорог» осуществлять в рамках указанного отраслевого дорожного методического документа, вторую редакцию которого по мере ее готовности наше Некоммерческое Партнерство готово рассмотреть дополнительно.».