Новости

Размещено (дата, время): 09.03.2015, 14:53:31
Последние изменения (дата, время): 19.03.2015, 09:41:46

О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах»

По итогам состоявшегося 4 марта 2015 года заседания Секции дорожного хозяйства Экспертного совета Комитета Государственной Думы по транспорту (далее соответственно – заседание, Секция) по вопросу внесения изменений в Закон Российской Федерации «О недрах», предусматривающих упрощенный порядок предоставления права пользования участками недр местного значения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании линейных объектов, в контексте соответствующего поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации по совершенствованию сети автомобильных дорог, состоявшегося 8 октября 2014 года в г. Новосибирске (смотрите раздел I, пункт 1, подпункт «д» перечня поручений), партнерства «РОДОС» 6 марта 2015 года официально направили свои предложения в отношении Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», которые ранее были представлены в Комитет Государственной Думы по транспорту до заседания Секции, следующим принимавшим участие в заседании Секции:

полномочным представителям профильных (заинтересованных) федеральных органов исполнительной власти;

представителям (экспертам) организаций, представляющих интересы дорожного хозяйства на федеральном и региональном уровнях.

В своих предложениях партнерства «РОДОС» исходили из того, что Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон) в целом призван обеспечивать защиту интересов государства и граждан Российской Федерации при регулировании отношений, возникающих при геологическом изучении, добычи и использовании, и охраны недр.

При этом, исходя из проведенного анализа, Закон не содержит таких правовых и экономических основ комплексного рационального использования недр, которые в действительности бы содействовали развитию и освоению общераспространенной сырьевой базы, использованию участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, по всему спектру национальных интересов.

Закон содержит ряд положений, которые учитывают указанные выше интересы государства и граждан Российской Федерации в плане обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды. Однако удовлетворение этих же интересов, с которыми непосредственно связанны создание и эксплуатация объектов транспортной инфраструктуры, Законом в упрощенном или приоритетном порядке не предусмотрено.

Следует отметить, что именно объекты транспортной инфраструктуры и не только линейные, являющиеся преимущественно государственной или муниципальной собственностью, обеспечивают свободу передвижения на территории Российской Федерации и связанные с этим вопросы национальной безопасности. При этом объекты транспортной инфраструктуры позволяют реализовывать гарантированное Конституцией Российской Федерации право на свободное передвижение, обеспечивая этим соблюдение интересов и государства, и граждан Российской Федерации одновременно.

Известно, что недра в границах территории Российской Федерации, включая содержащиеся в них полезные ископаемые, являются государственной собственностью, равно как и указанные объекты транспортной инфраструктуры, которые соответственно относятся либо к государственной собственности, либо муниципальной собственности, а воедино и те и другие (недра и объекты транспортной инфраструктуры) служат консолидированным интересам государства и ее граждан.

Исходя из этого, необоснованными и противоречивыми являются экономическое содержание и действующий в силу Закона порядок движения (добычи, использования) государственных ресурсов в виде общераспространенных полезных ископаемых для создания и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры государственной или муниципальной собственности, при которых в условиях провозглашенных равных возможностей всех юридических лиц и граждан на получение права использования недрам и развития рыночных отношений Законом, к сожалению, создаются лишь предпосылки для необоснованного увеличения стоимости этих ресурсов и (или) их нерационального использования.

На самом же деле, при создании или эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры государственной или муниципальной собственности с возможностью приоритетного права использования государственного же ресурса в виде общераспространенных полезных ископаемых их добавленная стоимость должна складываться из стоимости процедур, удостоверяющих право пользования недрами и связанных с ними экспертных процедур, а также стоимости непосредственных процессов разведки, геологического изучения, добычи, переработки и транспортировки (хранения) общераспространенных полезных ископаемых.

В последующем же это может иметь существенный положительный эффект с точки зрения оптимизации логистических, производственных процессов создания и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, их стоимости и сокращения бюджетных непроизводственных расходов, носящих компенсационный характер в интересах третьих лиц.

Для решения этих вопросов, а также в целях формирования упрощенного порядка предоставления права пользования участками недр местного значения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании линейных объектов, партнерствами «РОДОС» подготовлен альтернативный проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах», имеющий те же цели, что и рассматренный на заседании Секции, но со своими институциональными, концептуальными в своей основе особенностями в части установления упрощенного порядка предоставления права пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых для создания и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры.

Также партнерства «РОДОС» выразили готовность на обсуждение указанных и других предложений по проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах», а также предложили его экспертное сопровождение на согласованной заинтересованными сторонами площадке и основе.

В целом о внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и иные акты законодательства Российской Федерации; об участии партнерств «РОДОС» в этой работе, а также о ходе и результатах рассмотрения/экспертизы партнерствами «РОДОС» проектов актов и другие материалы по данному вопросу смотрите в соответствующем подразделе раздела «Законодательство» нашего сайта.